В апреле исполнилось 90 лет со дня рождения Андрея Тарковского, выдающегося российского режиссера, признанного практически всеми за пределами родной страны. Его картины получили престижные кинонаграды в США, Франции, Италии и Испании.
Кадр из фильма «Сталкер» (1979)
Им восхищался классик мирового кинематографа Ингмар Бергман, называя его «величайшим из всех». Современные режиссеры (Андрей Звягинцев, Александр Сокуров, Ларс фон Триер, Стивен Содерберг и др.) до сих пор без колебаний пытаются ему подражать.).
Его дневники переведены на многие языки и изданы по всей Европе. Его картины скоро снова будут сниматься в России. Сам он вошел в вечность, сняв не так много фильмов, как многие коллеги, полнометражных — всего семь. В общем, для этого может хватить одного из них. По случаю юбилея режиссера заочно телепрограмма открывается за кулисами и показывает, как Андрей Тарковский создавал некоторые из своих шедевров.
Андрей Тарковский в детстве. Фото: личное дело
Тучково (Московская область), 1936 год. Четырехлетний Андрей Тарковский с сестрой Мариной. Именно здесь, на хуторе Горчакова, в 38 лет режиссер снимет фильм «Зеркало» о своей семье и непростых отношениях с ней.
Хотя родился будущий режиссер в другом живописном месте — селе Завражье (Костромская область), а во время войны плавал по Волге в городе Юрьевце (Ивановская область), где находится дом-музей Тарковского. Режиссер любил переплетать прошлое и настоящее, настоящее и будущее. По этой причине в «Зеркале» он представил три этапа жизни и три поколения своей семьи. Кино он назвал мозаикой времени.
«Иваново детство» (1962)
На фото: кадр из фильма «Иваново детство»
Так снимали знаменитую сцену купания мальчика в воде с яблоками в фильме «Иваново детство». В одном из сильнейших фильмов о войне Тарковский пригласил четырнадцатилетнего Колю Бурляева (впоследствии «Военно-полевой роман») на роль человека, потерявшего родителей и не прогадали.
Дебютный фильм принес режиссеру «Золотого льва» Каннского кинофестиваля и премию «Золотые ворота» кинофестиваля в Сан-Франциско. В фильме автор попытался поразмышлять о том, как война влияет на статус одинокого человека. Точнее, ребенка, потому что именно детство «более всего контрастирует с войной», как считал режиссер.
«Зеркало» (1974)
Фото: кадр из фильма «Зеркало»
Проникновенное личное высказывание, киноисповедь Тарковского, выполненная в технике ассоциативного монтажа Федерико Феллини, посвящена семье режиссера. Невысказанная и неизбывная боль отношений с родителями появляется и прорывается в виде снов и воспоминаний.
Отец, поэт Арсений Тарковский, ушел из семьи в 1937 году, оставив Андрея и его сестру Марину на попечение матери, Марии Ивановны Вишняковой, которая полностью посвятила себя детям. В личном дневнике режиссера говорится: «Это может быть отличный фильм, но сделать его будет очень сложно».
Однако «Зеркало» было экранизировано, и по опросу мировых кинокритиков оно заняло 19-е место в списке величайших фильмов всех времен.
«Сталкер» (1979)
Фото: кадр из фильма «Сталкер»
Пожалуй, самая значительная работа мастера. Под гипнотическую музыку Эдуарда Артемьева философская притча разворачивается в рамках постядерного апокалиптического пространства – Зоны, смертельно похожей на территорию Чернобыльской АЭС после аварии.
Даже фэнтези-драма «Солярис» (1972) не идет рядом со «Сталкером» по космизму и психологизму. Здесь Тарковский вошел в астрал и «законно прикоснулся к трансцендентному», как он сам признавался. Пленка никак не могла проявиться, картина переснималась трижды (!) с разными операторами и художниками, и в одной из сцен под Водой мелькает записка с датой смерти режиссера (29 декабря).
И это за семь лет до трагического события! Течение времени в изображении буквально сочится с экрана. В бесконечных длинных сценах бездна воды, между которой рос Тарковский, ведь при строительстве Горьковской ГЭС нижняя часть его деревни была затоплена – «Мое детство утонуло». Здесь достигает своего апогея режиссерский дар к выражению пейзажа собственной души выразительными средствами кино.
«Жертвоприношение» (1986)
Фото: кадр из фильма «Жертвоприношение»
Смертельно больной (рак легких) Тарковский назвал эту картину завещанием, сценарий он написал сам. Фильм действительно стал последним для режиссера. И сопровождалось это странными совпадениями: всего за две недели до мировой премьеры, намеченной на 9 мая 1986 года в Стокгольме, на Чернобыльской АЭС произошла катастрофа.
Место, где Тарковский снимал военный эпизод, стало местом убийства шведского политика, премьер-министра Улофа Пальме, именем которого названа улица в Москве.
Убийца стоял ровно там, где была камера во время съемок. Многие считают, что это не мистика, а фильм, порвавший ткань жизни и продолжающийся в ней. В своем дневнике Тарковский часто описывает сны.
Он считал их пророческими и по этой причине воспроизводил их в фильмах. В «Жертве» шесть сцен сна, в том числе одна, в которой он лежит в изнеможении, став «свидетелем ее трупа». «Жертвенность — это то, что должно делать каждое поколение по отношению к своим детям», — считал Тарковский.
Благодарим телеканал «Мосфильм». Золотая коллекция» за помощь с фотоматериалами.
Вам понравилась статья? Подписывайтесь на канал и ставьте «палец вверх»! Вас также могут заинтересовать:
Как сейчас живет семья внезапно скончавшейся Евгении Брик
Недоразумение с Охлобыстиным, уход из «Современника», неудачный брак с Мельниковой — судьба Смольянинова
- Хотите связаться со мной?